Многие покупатели, совершившие такую дорогую покупку, как автомобиль, интересуются, можно ли вернуть купленный автомобиль, и в каких случаях это можно сделать.
Причины возврата
Вернуть автомобиль продавцу – это право, которое гарантируется покупателю в установленных законом случаях.
Закон о защите потребительских прав предполагает, что право вернуть автомобиль возникает в случаях, если: в автомобиле обнаружится существенный недостаток; дилер или изготовитель (импортер) нарушит установленные сроки ремонта автомобиля по гарантии;
Из-за пребывания машины в ремонте его эксплуатация была невозможна в совокупности более 30 дней в течение гарантийного года.
Обратите внимание! Продавец при возврате не будет иметь права требовать компенсации за потерю автомобилем товарного вида, пробег и другие издержки эксплуатации. И еще: требовать возврат можно не только от продавца, но и от изготовителя (импортера – если товар иностранного производства), что особенно актуально, если у продавца финансовые проблемы или он банкрот.
Еще одна распространенная причина, по которой также может осуществляться возврат автомобиля продавцу, – сокрытие информации от покупателя.
В практике встречались ситуации, когда автосалон продавал машину, выдавая ее как за не имевшую дефектов. Однако после поломки автомобиля покупателем была организована экспертиза, которая после вскрытия двигателя установила, что машина ранее уже была в эксплуатации, а двигатель подвергался ремонту. До того, как купить этот автомобиль, покупатель об этом не знал. Продавец при продаже скрыл этот факт от потребителя, нарушив законодательство, что дало право вернуть деньги за автомобиль.
Обратите внимание! Согласно ст. ст. 10, 12 Закона о ЗПП, потребитель должен располагать полной информацией о приобретаемом автомобиле, включая то, что ранее он находился в эксплуатации либо подвергался ремонту, до того, как решит его купить. Предоставить эти сведения потребителю должен продавец. На основании этой информации покупатель принимает решение, стоит ли ему заключить договор купли-продажи и приобрести данный товар. Нарушение этого порядке дает потребителю право вернуть машину.
Алгоритм возврата автомобиля
Некоторые клиенты интересуются, как вернуть автомобиль продавцу.
В такой ситуации мы объясняем своим клиентам: если дилер отказывается добровольно вернуть деньги, авто становится предметом спора в суде. В таком споре итог будет полностью зависеть от грамотности обоснования правовой позиции, доказывать которую должны профессиональные юристы.
Обратите внимание! Все свои претензии необходимо заявлять только в письменной форме. Это укрепит позицию потребителя в суде в случае возникновения спора и увеличит шансы на возврат машины.
Задумавшись о возврате, зачастую потребители не знают, с чего начать. Наши специалисты для таких ситуаций разработали алгоритм действий на случай приобретения автомобиля с дефектом.
1. Получив отказ в гарантийном ремонте, необходимо обратиться к администрации автосалона с письменной претензией, в которой в произвольной форме подробно описать проблему (идеально, чтобы такую претензию составляли специалисты).
2. Потребовать составления акта проверки качества.
3. Попробовать связаться с импортером или дистрибьютором и поставить в известность о сложившейся ситуации и бездействии дилера.
4. В случае несогласия с выводами о вине потребителя в выявленных недостатках, потребовать от дилера организации экспертизы.
Обратите внимание! Если в ходе экспертизы будет доказано, что недостаток автомобиля возник по причине нарушения правил эксплуатации, шансов на победу не будет. В этом случае дилер вправе потребовать, чтобы потребитель возместил ему стоимость экспертизы (если добровольно он этого не делает, в суд дилер, как правило, не обращается – нам не известно ни одного такого случая).
5. Заручитесь поддержкой территориальных органов защиты потребительских прав, составив соответствующую жалобу.
6. Обратитесь к специалистам в области права, которые смогут грамотно обосновать вашу позицию в суде и составят необходимые документы (лучше обращаться к тем юристам, которые специализируются на таких спорах, поскольку профессиональные юристы имеют узкую специализацию).
Проблемы, возникающие при возврате автомобиля
Основываясь на судебной практике юристов, можно отметить, что судебные дела, предметом которых является возврат автомобиля продавцу, – самые сложные по нескольким причинам.
Автомобиль является технически сложным товаром; «на глаз» определить его качество, если отсутствуют явные внешние повреждения, невозможно.
Затруднительно определить причины недостатков авто (производственный дефект или неправильная эксплуатация).
Дела данной категории длятся долго, поскольку требуют проведения экспертизы и тщательного сбора доказательственной базы.
Если автомобиль приобретен у физического лица, действовать будут нормы гражданского законодательства. Закон о ЗПП на такие взаимоотношения распространяться не будет.
В каждой конкретной ситуации существуют свои юридические тонкости, позволяющие эффективно защитить права потребителя, намеренного совершить возврат. Юристы обладают достаточными знаниями, позволяющими решить даже самые сложные вопросы, связанные с возвратом автомобиля.
Помимо этого, наши специалисты смогут взыскать с ответчика, который продал потребителю некачественный автомобиль: возврат денег за автомобиль ненадлежащего качества; неустойку в размере 1% от стоимости автомобиля за каждый день просрочки удовлетворения требований потребителя; компенсацию морального вреда; штраф в пользу потребителя в размере 50%; стоимость экспертизы и юридической помощи.
Таким образом, если вы, обнаружив недостаток в машине, задумались о том, можно ли вернуть автомобиль продавцу и как вернуть деньги авто владельцу, но столкнулись с ситуацией, когда продавец не идет на контакт и не желает следовать букве закона, можете обращаться за защитой своего права в суд. Однако необходимо учитывать, что без сбора доказательств и грамотного обоснования своей правовой позиции доказать в суде свою правоту будет непросто.
юрист Шепида Виталий Данилович
Комментариев нет:
Отправить комментарий